Рейхстаг - фантомы Победы из 1945-го...

Леонид Игнатенко
         Из цикла «Не сохраненные автографы Победы».

         *  *  *

         Фантом – призрак, причудливое явление («Большой толковый словарь
         русского языка» под ред. С. А. Кузнецова. СПб.: Норинт, 1998).

         *  *  *

Людей тех нет уже в помине
С тех пор прошел не день, не год
Но говорят, еще поныне
В всемирной «интерпаутине»
Их слава грозная живет…

            Леонид Игнатенко


                *  *  *

     Вторая мировая война в Европе оставила после себя необычайно сильный социальный феномен – великое множество надписей воинов-победителей на стенах поверженного Рейхстага в Берлине. Впоследствии они были названы автографами Победы. Тысячи солдат и офицеров многонациональной Красной Армии, воодушевленные известием об окончании войны, взяли в руки мел, древесный уголь, краску и доверили свои имена, мысли и чувства холодным закопченным камням полуразрушенного здания.

     Никто из победителей и не предполагал, что их фамилии, начертанные на стенах массивного зловещего здания, могут войти в историю. Однако, жизнь рассудила иначе – многие надписи оказались увековеченными на пленках военных корреспондентов и кинооператоров. У иных и вовсе счастливая судьба – они уцелели до настоящего времени, пережив послевоенную зачистку Рейхстага от следов присутствия победителей, и масштабные строительные работы. Однако, более 25000 автографов Победы (данные из американских источников - авт.) были утеряны навсегда.

     Впервые успешную попытку поиска авторов надписей, оставшихся в лентах кинохроники и на фотографиях, предпринял в 1970-е гг. известный советский поэт-фронтовик Евгений Долматовский, свидетельством чему служит его книга «Автографы Победы» и документальный фильм с одноименным названием. Написанию книги и созданию фильма предшествовала серия статей в газете «Красная Звезда», а также цикл передач по Центральному телевидению, в результате чего несколько десятков бывших воинов-фронтовиков, дошедших до Берлина, по фотографиям опознали свои надписи на Рейхстаге, уже стертые к тому времени.

     Отдавая должное Евгению Долматовскому, как инициатору благородного дела, необходимо, все же, отметить важную деталь – данный метод идентификации был приемлем только для своего времени. С уходом из жизни почти всех авторов надписей исчезла и сама возможность применения метода, который, к сожалению, имел и отрицательные стороны – использование чисто субъективного подхода к вопросу идентификации, без убедительного документального обоснования, приводило иногда к противоречивым результатам.

     Для потомков победителей данная тема не потеряла своего значения вплоть до настоящего времени. Более того – с развитием интернета, а также сопутствующих ему компьютерных технологий, на безбрежных интернет-просторах появились множество электронных копий с известными и малоизвестными черно-белыми фотографиями автографов Победы, сделанными в Рейхстаге в 1945 г.

     Они-то и стали объектом моих исследований, после завершения аналогичной работы по идентификации более 200 из общего числа 715 обнаруженных в Рейхстаге в 1990-е гг. надписей, сохраненных впоследствии для потомков (см. http://www.proza.ru/avtor/ignatenko1949 ).

     В итоге, фамилии победителей - сохранившиеся и не сохранившиеся - навсегда соединились с историей Рейхстага, и стали, фактически, бессмертными в информационном отношении.

     Таким образом, актуальность идентификации авторов автографов Победы, сохранившихся на послевоенных фото, и их электронных копиях, не имеет срока давности. В персональной идентификации авторов надписей заинтересованы не только родственники солдат-победителей, но и земляки, соотечественники, общество в целом.

     Особый интерес эта тема вызывает у профессиональных историков. Однако, вопрос достоверной, научно обоснованной идентификации является сложной задачей, которая, по объективным причинам, длительное время не поддавалась решению, что создавало ложную иллюзию недостаточного внимания к данной теме.

     Идея методики идентификации, разработанная мною, является простой, эффективной, но, к сожалению, очень трудоемкой. Суть ее заключается в сравнении минимума информации, содержащийся в автографах на фото Рейхстага, с электронными картотеками ЦАМО РФ, содержащими точно такие же идентификационные признаки у воинов РККА периода Великой Отечественной войны, с тем, чтобы установить подлинных авторов автографов Победы (см. статью «Автографы Победы - логика идентификации»: http://www.proza.ru/2018/01/19/1151 ).

     Мои многолетние исследования в этом направлении дали во многих случаях единственно верную, документально обоснованную информацию о людях, оставивших в прямом смысле слова немеркнущий след в истории Второй Мировой войны, и ее неотъемлемой части - Великой Отечественной войны.

     Я уверен, что благодаря моей объективной идентификации многие, даже хорошо известные снимки предстанут перед общественностью в совершенно ином, более насыщенном в информационном отношении свете.

     Тем ценнее результаты, которые я привожу в отдельном цикле статей «Фантомы Победы», где каждому сохраненному на фото и идентифицированному автографу Победы, или коллективной надписи, отведена отдельная страница.

     По каждому идентифицированному автору автографа Победы приведены основные социально-демографические данные, которых вполне достаточно для опознания их родственниками.

     Для поиска наградных листов этих воинов, с описанием их боевых подвигов, см. сайт Министерства обороны РФ: https://pamyat-naroda.ru/heroes/

                *  *  *

     В связи с многократным тиражированием фотографий в интернете, установить их персональное авторство является делом крайне сложным, и не всегда возможным. Тем не менее, можно безошибочно сказать, что среди подлинных авторов черно-белых фотоснимков надписей в Рейхстаге были фотокорреспонденты фронтовых газет и журналов Красной Армии: Анатолий Архипов, Самарий Гурарий, Александр Дмитриев, Леопольд Железнов, Александр Кпустянский, Федор Кислов, Олег Кнорринг, Анатолий Морозов, Георгий Петрусов, Марк Редькин, Яков Рюмкин, Михаил Савин, Георгий Самсонов, Виктор Темин, Евгений  Халдей, Иван Шагин, Николай Фиников, кинооператор Роман Кармен, американский корреспондент журнала «LIFE» Уильям Вандиверт (William Vandivert), снимки которого отличались высоким качеством, и многие другие.

                *  *  *

     Слава наших предков, сокрушивших нацизм, будет жить в веках, вместе с их незабвенными именами!..

                *  *  *

     ПРИМЕЧАНИЯ

     Фото 1,3 (слева и справа): 1945 г., Рейхстаг. Автор фото - Уильям Вандиверт (William Vandivert).
     Фото 2 (в центре): 1945 г., Рейхстаг. Фото из интернета, установление его подлинного авторства не представляется возможным.


     2018 - 2020 гг.